Всегда на связи
Мы в соцсетях
Комплексная безопасность
Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Статья «К вопросу о подготовке дошкольников с ОВЗ к письму. Психологический аспект»
- Категория: Консультации для педагогов
- Обновлено 04.03.2017 07:44
- Создано 20.12.2016 08:50
- Просмотров: 918
К вопросу о подготовке дошкольников с ОВЗ к письму.
Психологический аспект
Подготовил
Воспитатель Маненькова В.А.
Актуальность. Учителя начальных классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. При подготовке дошкольников к школе важно правильно выяснить причины графической неготовности к обучению письму. Их две: недостаточное развитие мелких мышц и пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму), а также несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).
При поступлении в школу одним из показателей рассматривается сформированность графического навыка. Отметим, что графические навыки и готовность руки к письму - термины не синонимические. Готовность руки к письму означает: высокую степень натренированности мелких мышц руки и кисти, развитую координацию движений руки, пальцев. И только потом, в последнюю очередь, можно говорить об умениях детей правильно писать буквы, их элементы. Таким образом, готовность руки к письму - более важный, и, подчеркнём, более длительный процесс. И современная точка зрения такова, что именно дошкольные учреждения должны формировать, тренировать, упражнять, развивать мелкую моторику ребёнка.
Факторы, влияющие на развитие мелкой моторики.
В первые, полгода - год жизни ребёнка на развитие его мышц, моторики оказывает огромное влияние состояние нервной системы, общий уровень соматического здоровья. К сожалению, в д/с отмечается значительное число детей с последствиями родовых травм, ЧМТ, инфекционных заболеваний. Последствия повреждения НС могут неожиданно сказываться в более позднем возрасте, особенно в стрессовых для ребёнка ситуациях, которыми и оказывается переход в школу. Последствия повреждений НС, которые проявляются у дошкольников: нарушения тонуса рук, нарушения координации в движениях обеими руками, сверхсильный или слабый нажим при письме, нарушение в восприятии основных сенсомоторных образцов, нарушения внимания, умственной работоспособности.
Взаимосвязь мелкой моторики и некоторых компонентов психики.
1. Мелкая моторика и речь. Согласно данных нейропсихологов, психофизиологов, в коре больших полушарий головного мозга центры тактильной чувствительности (т.е. отвечающие за информацию, идущую от кончиков пальцев) и активной речи расположены поблизости друг от друга, что и обуславливает некоторую взаимосвязь этих двух компонентов (мелкой моторики и речи) в детстве: «центр руки», активизируясь при совершении движений, иррадиирует возбуждения на соседний «центр речи». Однако нельзя развивать речь, тренируя только руку: речь - сложная психическая функция, формирующаяся под влиянием социального окружения.
2. Мелкая моторика и интеллект. Эту взаимосвязь проследить достаточно трудно; т.к. наблюдается большая вариативность. Так, нужно говорить о великолепном развитии мелкой моторики у человека с достаточно низкими показателями IQ , и наоборот; и о множестве промежуточных вариантов. Тем не менее, отсутствие чётких взаимосвязей между указанными характеристиками можно и нужно понимать как направления в индивидуальной работе с детьми: тренировка обоих указанных компонентов повышает уровень готовности ребёнка к школьному обучению.
3. Мелкая моторика и внимание. Эти два компонента психики оказываются связанными через психофизиологические параметры, а именно через активизацию головного мозга, осуществляемую глубинными структурами головного мозга. Нарушение внимания - та трудность, на которую обращают внимание педагоги, т.е. мелкая моторика является взаимосвязанной с другими сторонами психики ребёнка.
Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть, что мелкая моторика - важный компонент готовности ребёнка к школе, но именно компонент.
Однако если в течение первого года на моторику ребёнка главным образом действуют биологические факторы, то с возрастом повышается значение средовых факторов. В течение раннего детства, до 2,5 - 3 - 3,5 лет большое значение для развития моторики имеет характер осуществляемой ребёнком предметно-манипуляторной деятельности, его общая исследовательская, познавательная активность. Если ребёнок активен, много и разнообразными способами действует различными предметами, его рука тренируется. А рука для 2-Зх летнего малыша - тот же орган познания, т.е. на протяжении раннего детства развитие предметных действий ведёт за собой общее психическое развитие.
Необходимо упомянуть о том, что в этом возрасте формируются перцептивные действия, т.е. особые способы манипулирования с предметами, которые «считывают» различную информацию о качествах предмета.
В раннем детстве ребёнок, его деятельность, находится под постоянным контролем взрослых. И если этот контроль состоит из запрещения, ограничения активности (и в первую очередь, моторной активности) ребёнка, то взрослый оказывает негативное влияние на развитие мелкой моторики. Если же взрослый не только поощряет ребёнка к манипулированию, предметной деятельности, но и даёт ему алгоритмы обращения с предметами (т.е. управляет и совершенствует перцептивные действия ребёнка), то рука ребёнка развивается.
В дошкольном возрасте (4-7лет) повышается значение целенаправленной работы, проводимой в двух направлениях:
- Тренировка мышечно-связочного аппарата.
- Развитие координированности движений (например, близкое по психическому содержанию действие в системе координат).
Система занятий, которые осуществляются по развитию мелкой моторики дошкольника, широка и разнообразна. Отметим: нужна именно система работы, т.е. компоненты образовательного процесса по подготовке руки дошкольника письму должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять друг друга.
Противодействие коррупции
Скоро в школу!
Важное
Актуально
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ"
Дом, где живет здоровье
Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 126 "Солнечный зайчик"
Проголосовали: 19
Странички педагогов
Нам важно знать Ваше мнение
ПОС госуслуги
Контактная информация
Наш адрес: 445040, Самарская обл, г. Тольятти, пр. Степана Разина, д.31
Телефон: 8-8482-33-33-30, 8-8482-33-33-31
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.