• Главный126

Главное меню

Мы в соцсетях

Модель благополучия учреждения

Условия и способы развития логики и речи у дошкольников

ребенокДля того чтобы понять, как развивать логику, надо углубиться в научное определение логики. Логика – наука о законах и формах такого мышления, которое отличается строгой определённостью, непротиворечивостью, последовательностью подчиняться законам: тождества, противоречия, достаточного основания.

Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

1.Сравнение: логический приём, с помощью которого устанавливаются сходство и различие предметов. Сравнивать можно только сравниваемые предметы, то есть те, у которых есть какие-то общие признаки и есть различия.

Анализ и синтез

2. Анализ – логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно расчленяет предметы на части.

3. Синтез – логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно соединяет в одно целое расчлененные в анализе отдельные части предмета.

Анализ и синтез – два логических приёма, всегда связанные друг с другом.

4. Абстрагирование и обобщение.

Абстрагирование – логический приём, с помощью которого ребёнок мысленно выделяет существенные свойства предметов и отвлекается от признаков несущественных. Результат абстрагирования называется абстракцией.

Абстрагируясь, отвлекаясь от несущественных признаков конкретных предметов, ребёнок выделяет у них общие существенные признаки и   тем саамы объединяет эти предметы в группы и классы по их общим и притом существенным признакам.

Абстрагирование и обобщение представляют собой единый неразрывный процесс.

5. Конкретизация – логический приём, с помощью которого ребёнок всесторонне познаёт единичные предметы.

Познание окружающей среды начинается у ребёнка с формирования понятий и оперирования ими.

Понятие – форма мысли, отражающая общие существенные признаки предметов.

Познавая окружающую действительность, ребёнок сравнивает предметы друг с другом, устанавливает их сходство и различия, путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, выделяя их признаки, абстрагирует и обобщает признаки. В результате этих операций у ребёнка формируются понятия о предметах окружающей действительности. Понятия выражаются в словах. Слова являются оболочкой понятия. Понятие и слово неотделимы друг от друга.

Развитие логики и речи ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. При занятиях с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Родители и педагоги должны понять и принять ребёнка таки. Каков он есть. Определить его интересы и наклонности. Одним из основных условий развития логики и речи в дошкольном возрасте является формирование речи, как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах.

Понятия объединены между собой в системы, которые позволяют из одного знания выводить другое знание и тем самым решать мысленные задачи, не обращаясь к предметам или образам.

Пока мышление ребёнка остаётся наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Взрослые, общаясь с детьми, предполагают, что слова имеют для них и для дошкольников один и тот же смысл. На самом деле, хотя дети сравнительно быстро овладевают умением правильно относить слова к определённым предметам, ситуациям, событиям, тщательное изучение показывает, что между словами – представлениями ребёнка и словами – понятиями взрослого имеются существенные различия.

Представления детей более живо и эмоционально отображают действительность, чем понятия, но не обладают чёткостью, определённостью, систематизированностью, свойственной понятиям.

Представления, имеющиеся у детей, стихийно не могут превратиться в понятия, их можно только использовать при формировании понятий. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе обучения в школе. Но исследования показывают, что некоторые понятия могут быть усвоены и детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.

 При таком обучении, прежде всего, нужно организовать особые внешние ориентировочные действия детей с изучаемым материалом.

Дальнейший ход формирования понятий состоит в том, чтобы организовать переход ребёнка от внешних ориентировочных действий к действиях в уме. При этом внешние средства заменяются словесным обозначением. Следующим условием развития логики и речи у детей является обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. Для этого дети должны овладеть соответствующими речевыми средствами, уметь устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно: от предметов, признаков, действии, отношений – к словесным обозначениям, причём связи эти должны быть многосторонними и разнообразными. Также нужно научить ребёнка оперировать речевыми средствами для выражения относительных понятий, для описания пространственных и временных отношений. При этом пространственные отношения между предметами следует анализировать со стороны каждого из включённых  в ситуацию предметов.

Также одним из условий развития словесно-логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация. Прежде ребёнка нужно учить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого необходимо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем словесные обозначения. Важно, чтобы они умел проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному на основе различных критериев.

И последним условием развития логики и речи у ребёнка является овладение им логической грамотности, что включает в себя построение умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, условных).

В своей работе мы используем следующие игры: «Какое это время года?»

Дети слушают описание природы в стихах или в прозе и соотносят их с каким-либо временем года. Аналогично используем игры «Отгадай животное», «Мебель», «Фрукты», «Одежда», «Игрушки». В этих играх дети классифицируют предметы по определённым признакам.

Используем упражнения: «Сложи из геометрических фигур», «Собери цветок», «Универсальное лото», где дети классифицируют предметы по различным основаниям.

В игре «Расставь мебель» дети учатся соотносить объёмные предметы с их условными обозначениями на плане.

В игре «Варим борщ», например, дети учатся устанавливать последовательность событий при приготовлении блюда.

В таких играх как «Закончи предложение» детей учим устанавливать простые закономерности и делать выводы., например, предлагаем закончить предложения:

Сначала котёнок бывает (Каким? (маленьким), а потом вырастает в большую Кого? (кошку)

У зайца большие уши, а мышки .... (какие?)

Если я говорю котёнок, значит он ... (маленький), а если говорю кот- значит он ... (большой).

При чтении рассказов, сказок предлагается высказать своё отношение к героям, и предлагаем найти те или иные нравственные качества у детей в группе. Например, кто в нашей группе трудолюбивый, а кто ленивый. Например, при чтении стихотворения «медвежонок-невежа» предлагаем назвать детей в нашей группе невоспитанных безкультурных детей. Упражняем детей в определёнии: Кто они – герои мультфильмов? Например:

Хрюша – это поросёнок

Каркуша – ворона

Степашка – заяц

Чебурашка – медвежонок

Гена – крокодил

Эту игру дети очень любят. Совместная работа родителей и воспитателей будет способствовать воспитанию умного ребёнка способного логически мыслить.

Подготовила: Антипова Н.И. воспитатель

Противодействие коррупции

НЕ ТЕРЯЙТЕ ЗАЩИТУ, ВАКЦИНИРУЙТЕСЬ В СРОК

Пожалуйста, оцените уровень коррупциогенности в детском саду № 126 "Солнечный зайчик"

высокий - 0%
средний - 10.5%
низкий - 89.5%

Проголосовали: 19
Голосование для этого опроса закончилось on: 31 Май 2022 - 00:00

Странички педагогов

ПОС госуслуги

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 126 «Солнечный зайчик» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445040, Самарская обл, г. Тольятти, пр. Степана Разина, д.31
Телефон: 8-8482-33-33-30, 8-8482-33-33-31
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №126 «Солнечный зайчик» городского округа Тольятти (ИНН ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>

Внимание! Персональные данные воспитанников  публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 126 "Солнечный зайчик" строго с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных". Любое копирование, использование, распространение и передача персональных данных несовершеннолетних МБУ  детского сада № 126 "Солнечный зайчик"  запрещены и преследуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ