Профессиональное здоровье педагога.

воспитатель и детиПоследние годы характеризуются повышенным вниманием к проблемам здоровья. Подтверждение тому – и ряд мероприятий, нацеленных на укрепление здоровья, и предложения специалистов о формировании новой политики в деле его охраны. Фактор здоровья все чаще оказывается в числе  приоритетных ценностей представителей разных профессий, в том числе педагогической. И что примечательно: его ценность осознают педагоги не только среднего возраста, но и 

Быть здоровым…. Это означает: производительно и творчески работать, находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.

Однако, сегодня даже молодые педагоги обращаются в медицинские учреждения с жалобами на недомогания, в частности в области сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, а также на заболевания неврогенного характера 

Профессиональный долг обязывает педагога в любых ситуациях принимать взвешенное решение, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Порой диструктивные эмоции подавляются в приказном порядке, но эффект от этого достигается противоположный – эмоциональное напряжение усиливается. Не справляясь с внутренними переживаниями, педагог пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций, но разбушевавшиеся эмоции, обрушиваясь на организм, нанося удары, от которых человек долго не может оправиться. Постоянное сдерживание проявлений гнева (в мимике, жестах, словах) может способствовать развитию таких заболеваний как гипертония, язва желудка, мигрень и пр.

Профессия «педагог», иначе работа сердца и нервов, требует буквально ежедневного, даже ежечасного расходования нервов и сил. Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показательей деятельности педагога, отчего зависят его и профссиональные успехи, и психологическое здоровье.

Что касается профессиональной деятельности педагога дошкольного образования….. Она характеризуется огромной нагрузкой на психоэмоциональную сферу. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на самочувствие.

Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганий.

В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента – воспитатель теряет самообладание, что проявляется в агрессивной форме (окрики, гнев, раздражительность). Трудности вытекают из специфики трудовых функций.

В структуре деятельности воспитателя дошкольного учреждения выделяют функции, имеющие различное содержание. Касаются они охраны жизни и здоровья детей, собственно педагогической деятельности (планирование работы и её претворение на практике), организации воспитательно-образовательного процесса (создание условий для успешного воспитания детей), педагогического просвещения родителей (установление контакта с целью согласования воспитательного воздействия на ребенка, создания благоприятного микроклимата для его психологического развития), исследовательской функции (анализа опыта деятельности, исследование эффективных средств), функции самообразования.

Многообразие и сложность функций  вызывает определенные затруднения в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

Ученые, исследующие эмоции, опираясь на многолетний опыт работы, признают необходимость их рациональной регуляции и считают, что причины проявления эмоциональной неустойчивости в деятельности педагога обусловлены рядом объективных и субъективных факторов.

К субъективным факторам относятся:

- «руководитель-подчиненный»  (отсутствие оптимального руководства, невнимание к личности сотрудника, неудовлетворенность решениями руководства);

- «коллега-коллега»  (недобросовестное отношение к работе,  психологическая несовместимость коллег, неблагоприятный психологический климат;

- «педагого-ребенок» (нарушение дисциплины, непонимание ребенка, особенности современных детей;